История Московского метрополитена

История Московского метрополитена

История Московского метрополитена

Московский метрополитен (метро) - городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века.

В 1924 году в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. В 1925-1930 годах сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года "О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года". Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" общей протяженностью 11,2 километра.

20 марта 1937 года был введен в действие участок второй очереди от станции "Смоленская" до станции "Киевская".

13 марта 1938 года вошел в строй действующих участок от станции "Улица Коминтерна" ("Александровский сад") до станции "Курская", было организовано раздельное движение поездов по двум линиям - Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.

С момента своего образования метрополитен стал одной из главных строительных площадок Москвы. Строительные работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. 18 января 1944 года было завершено сооружение третьей очереди столичной "подземки" - Арбатско-Покровской линии от станции "Курская" до станции "Измайловская" ("Партизанская").

Послевоенное время стало периодом активных работ по строительству и запуску станций Кольцевой линии. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции "Курская" до станции "Парк культуры". 30 января 1952 года открыт участок от станции "Курская" до станции "Белорусская". 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры", который позволил замкнуть эту линию.

В ноябре 1958 года началось внедрение первых автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена. В 1961 году ими были оборудованы все станции.

В 1950-1960-х годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлилась до "Преображенской площади" в одну сторону до "Юго-Западной" - в другую. Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Горьковская (Замоскворецкая) линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе.

В конце 1960-х годов станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щелковского шоссе. В 1961-1965 годах добавилось пять станций на Филевской линии. В 1962 году появились новые станции на Калужской линии в сторону Черемушек.

31 декабря 1966 года была открыта Ждановская (Таганская) линия от станции "Ждановская" ("Выхино") до станции "Таганская". В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972-1975 годах, когда были введены в эксплуатацию участки от станции "Баррикадная" до станции "Пролетарская".

В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982 году, когда открылась станция "Третьяковская".

В 1980-х - начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.

В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.

С открытием в декабре 2002 года станции "Бульвар Дмитрия Донского" метрополитен впервые "шагнул" за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.

Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последний год были открыты не только новые станции - "Битцевский парк", "Лесопарковая", "Спартак", "Тропарево", но и участок Калининской линии от станции "Деловой центр" до станции "Парк Победы".

Московский метрополитен сегодня - это 196 станции на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 километров.

80 лет московского метро

80 лет московского метро

На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более семи миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает девять миллионов. Это наивысший показатель в мире. Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров. Наиболее загруженными на сегодняшний день являются станции "Выхино", "Юго-Западная", "Новогиреево", "ВДНХ", "Кузьминки", "Речной вокзал", "Тушинская", "Щелковская", "Китай-город", через которые ежедневно проходят от 100 до 150 тысяч человек.

В соответствии с утвержденной программой развития метрополитена до 2020 года, планируется построить 150 километров путей и 70 новых станций. Общая протяженность путей составит 451 километр, количество станций - 252. Снизится плотность пассажиропотока, с 22% до 13% сократится количество горожан, не имеющих доступа к метрополитену.

Начальник Московского метрополитена с 22 июля 2014 года - Дмитрий Пегов.

Жизнь Московского метро

Жизнь Московского метро

Как строили московскую "подземку". Кадры из архива

От "Сокольников" до "Парка" на метро. Съемки 1935 года

Московский метрополитен. Архив

Московский метрополитен. Архив


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "История Московского метрополитена" в других словарях:

  • История Московского метрополитена — Один из первых проектов метро предполагал строительство эстакад на Красной площади Московский метрополитен имеет достаточно долгую историю. Первые его проекты появились ещё до революции. Содержание …   Википедия

  • История Петербургского метрополитена — История Петербургского метрополитена. Содержание 1 Первые проекты 2 Создание метрополитена 2.1 Проектирование …   Википедия

  • Большое кольцо Московского метрополитена — Третий пересадочный контур условные обозначения …   Википедия

  • Хронология Московского метрополитена — Содержание 1 XX век 1.1 1901 1.2 1912 1.3 1931 1.4 …   Википедия

  • Хордовые линии Московского метрополитена — Генплан 1990 года Хордовое развитие Московского метрополитена  тип проектировки линий Московского метрополитена, при котором строящиеся участки имеют пересадки вне Кольцево …   Википедия

  • Именные поезда Московского метрополитена — Именные поезда Московского метрополитена  составы, имеющие собственные имена, присвоенные в честь каких либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имеют какие либо отличительные особенности …   Википедия

  • Список конечных станций Московского метрополитена — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • История Киева — Памятник основателям Киева. Скульп. В. 3. Бородай. История Киева  крупнейшего города Украины  насчитывает, по крайней мере, 1 …   Википедия

  • История Константиновки — Содержание 1 Основание 2 Появление промышленности 3 Годы Советской власти …   Википедия

  • 1940 год в истории метрополитена — 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 См. также: Другие события в 1940 году История железнодорожного транспорта в 1940 году История общественного транспорта в 1940 году В этой статье перечисляются основные события из истории метрополитенов …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»